Электронные схемы управления промышленным оборудованием, в частности, системами вентиляции «KORF», нередко представляют связку: контроллер «Siemens» + управляющий логический модуль LUM. Сделан такой схемный расклад по причине технических ограничений контроллера управления «Siemens RLU220». Решение, нужно отметить, не самое лучшее, когда надёжность и долговечность контроллера сводит на «нет» дополнительный компонент. Система вентиляции в таких случаях попросту не запускается. Однако рассмотрим практику ремонта этого устройства, нацеленную на продолжение эксплуатации оборудования.
СОДЕРЖИМОЕ ПУБЛИКАЦИИ :
Что такое логический управляющий модуль LUM?
Технически этот электронный компонент представляет фактически релейное устройство, посредством которого осуществляются функции системы:
- пуск и остановка мотора вентилятора,
- пуск и останов циркуляционного насоса (или иного нагревателя),
- контроль состояния пожарной сигнализации,
- контроль пропускной способности канала (степень чистоты фильтров).
В составе схемы устройства задействованы три механических реле, электрически управляемые микроконтроллером MC68HC908QY2, в зависимости от сигналов, получаемых от контроллера «Siemens», внешних, а также от кнопок управления непосредственно модуля LUM.
![Логический модуль LUM практика ремонта + электронная плата](https://lorso.ru/wp-content/uploads/2023/10/plata-modulya-lun-600x350.jpg)
Практика эксплуатации такого рода оборудования показывает – спустя 3-5 лет относительно стабильной работы, модули LUM традиционно начинают выходить из строя. Изначально, как правило, работа устройств сопровождается появлением дефектов в виде хаотичного включения рабочих режимов, дребезга контактов реле и прочих сбоев. В конечном итоге модуль LUM попросту перестаёт реагировать на любые сигналы системы.
Диагностика состояния прибора + ремонт модуля LUM
Диагностика прибора с дефектами, отмеченными выше, показала: наиболее вероятной причиной сбоя является изменение кода «прошивки» микроконтроллера MC68HC908QY2, а также изменения в работе преобразователя напряжений MC33063A.
При таком раскладе очевидным становится фактор замены устройства. Но имеющиеся на рынке предложения явно неадекватны в ценовом диапазоне (средняя цена – 20000 руб.). Тем более, если принять во внимание тот факт, что прибор явно не стоит таких денег. Красная цена ему – не более 1000 рублей.
Ценовой террор, соответственно, заставляет инженеров прибегать к опыту ремонта. Что же, как показывает практика, ремонт модуля LUM вполне возможен. Кроме того, предложенный здесь ремонт сопровождается минимальными расходами, простым инженерным подходом, и не требует применения современных дорогостоящих инструментов. Это явно заметно на картинке ниже, демонстрирующей полученный результат.
![Увеличить картинку Логический модуль LUM практика ремонта + модернизация платы](https://lorso.ru/wp-content/uploads/2023/10/modernizaziya-plati-600x321.jpg)
По сути, для решения задачи эксплуатации оборудования необходима работа всего двух исполнительных реле модуля. Одним реле осуществляется пуск/остановка электродвигателя вентилятора (передаётся сигнал управления преобразователю частоты). Другим реле коммутируется сигнал включения/отключения циркуляционного насоса, действующего в системе водяного обогрева.
Так вот, работу этой релейной пары допустимо организовать посредством несложной модернизации схемы прибора, как показано на картинке выше. Причём доработанная цепь коммутации электродвигателя вентилятора находится справа, а цепь коммутации циркуляционного насоса слева.
Конкретный разбор модернизации схемы
Предварительно нужно подготовить плату модуля. Удалить (аккуратно выпаять) чип MC68HC908QY2 (Ч), а также диод (Д) в цепи второго контакта светодиодной матрицы (М). Кроме того, потребуется перерезать печатную дорожку (П), исходящую от третьего контакта светодиодной матрицы.
![Логический модуль LUM практика ремонта + действия](https://lorso.ru/wp-content/uploads/2023/10/rele-na-dvijok-600x297.jpg)
Сигналы на управление транзисторными ключами катушек индуктивности реле берутся от входных цепей – третий вход справа и третий вход слева (см. первую картинку в тексте). Включение перемычки в цепь выполняется после диода, в точке соединения диода с резистором.
Для первого реле подключенный проводник подтягивается ко второму (2) контакту светодиодной матрицы и соединяется с этим контактом. Затем другим проводником накладывается перемычка от третьего (3) контакта матрицы к резистору в базе транзисторного ключа первого реле. Тут коммутация готова.
Аналогично делается коммутация на второе реле. Здесь даже проще, чем в первом случае. Потребуется только один проводник, которым соединяется точка третьего входа слева и резистор в цепи ключевого транзистора. Вот и вся модернизация. Можно тестировать на работоспособность.
Вместо заключения
Если требуется, не исключена организация работы и третьего реле, коммутирующего цепь «пожарного» сигнала. Для этого варианта модернизации схемы используется входной контакт пятый (5) независимо от того, с какой стороны считать. Автором модернизации схемы доработка с «пожарным» сигналом пока что не отрабатывалась, но в перспективе это предусмотрено.
Естественно, нельзя исключать со счетов и возможность восстановления прибора в том виде, в котором даёт устройство производитель. Однако такой подход потребует существенных затрат, включая:
- приобретение новых чипов,
- приобретение (или изготовление) программатора MC68HC908QY2,
- поиски кода прошивки,
- программирование новой микросхемы.
Предложенный тут – выше, способ восстановления работоспособности оборудования, по сути, никак не нарушает работу системы. Единственный недостаток – отсутствие контроля загрязнения фильтров. Между тем, эту задачу также можно решить в рамках показанной доработки. На видео ниже процесс восстановления модуля LUM показан во всех подробностях:
![](/mark_r_img.png)